Фанатские сообщества. Бегство от счастья.

30.04.202013005.0

Первые отечественные фанатские группировки появились еще в СССР в самом начале 70-х. Способность самоорганизовываться продемонстрировали болельщики столичного "Спартака". Именно они стали регулярно выезжать на гостевые матчи в составе некоего постоянного коллектива, к которому каждый раз примыкали все новые молодые люди. К их чести нужно отметить, что эти группы ездили действительно на футбол, а не выпустить пар способами более традиционными для проверяющего первые силы чуть «заволосившегося» молодняка диких обезьян. По крайней мере, если верить болельщикам-старожилам, футбол был если не единственным интересом, то первым, а стычки носили скорее случайный характер, чем целенаправленную установку на поездку.

Примеру спартаковцев вскоре последовали и болельщики тогда ленинградского «Зенита» и московского «Динамо».

Несколько позже появились и откровенно агрессивные сообщества, сам смысл существования которых к футболу имел скорее только заявленное отношение. Иногда кажется, что от иерархий, существующих внутри животных хищных стай, эти организованные группы отличаются только большим словарем звуков и условных сигналов, присутствием шерсти только в отдельных местах тела, большей хитростью, да и большей деструктивностью, т.к. звери нападают только из биологического чувства голода, а не из жестокости и удовольствия ради. Это очевидное несовпадение, кстати, полностью опровергает мнение отдельных лидеров одной из фанатских группировок, заявивших когда-то на судебном процессе, что жесткость заложена природой. К законам природы их жестокость не имеет отношения. Это – распространенное уродливое искажение понимания естественной гармонии на удобный лад, оправдывающий собственную неспособность быть счастливым. Кстати, известный психолог Э. Фромм, обобщил в своей книге «Анатомия человеческой деструктивности» доказательства ученых о том, что хищные животные не испытывают, условно говоря, неприязни к своей жертве, охотясь под руководством только инстинктов.

Ну да вернемся к истории фанатских движений. Хотя, сказанное – это и есть сокращенный вариант причин всех проблем в этой области.

Первый кровавый инцидент случился еще в 1987 году. Тогда извечные соперники: фанаты московского "Спартака" и киевского "Динамо" учинили массовое побоище прямо в центре Киева. Первым же жестоким дикарством в отношении не отстающих в этом плане заграничных болельщиков отметились все те же спартаковские фанаты, устроив драку в Праге в 1990 году. Пусть трепетному хранителю фанатских традиций не покажется столь регулярное упоминание одних и тех же имен неким предвзятым отношением автора именно к этому клубу. Конечно же, фактор «первенства» основан не на том, что они чем-то принципиально отличны от других. Просто клуб самый знаменитый, его имя звучало, да и звучит более пафосно в отечественном футболе до сих пор, несмотря на изменившиеся результаты в таблицах. Под славное имя всегда проще сбить с толку не столько юных, сколько ограниченных и несчастливых людей вообще. Это нехитрая классическая типовая модель, которой порою следуют даже те, кто с ее структурой не знаком.

В сегодняшних реалиях такие движения есть почти у каждого относительно успешного клуба. Это стало напоминать некое побочное действие успеха. Численность их различна, но наиболее агрессивный и постоянный костяк обычно составляет 500-1000 человек. Там существует подсмотренная из фильмов и рассказов «о зоне» система оповещения и маскировки, не столько представляющая препятствие для серьезных служб, сколько обнаруживающая их неготовность заниматься проблемой всерьез.

В завершение нужно обязательно оговориться, дабы не оскорбить понапрасну достаточно резким содержанием этой статьи прочих людей, относящих себя к болельщикам или даже к фанатам, но не входящим в эти стайные сообщества. Эти сообщества вообще не следует считать болельщиками. Это только плохая обертка! Посчитать их болельщиками было бы так же ошибочно, как посчитать, скажем, работников «святой инквизиции» хранителями Христова слова. Хотя, отдельные из них были вполне искренно, в силу своего невежества и скрытого от самих же себя садизма, уверены, что заняты благим делом.

Комментарии (0)
Комментариев пока нет

Добавлять комментарии могут только авторизованные пользователи.
Регистрация Вход